Есть у русской песни крылья

Автор: Р.А. Храмова, педагог ДО, школа №463, г. Москва

 

 
Есть у русской песни крылья,
Словно птица вдаль плывет.
И на крыльях прямо к солнцу
Душу русскую несет.
 
Можно ли себе представить такое, чтобы на Руси исчезли вдруг все песни? Нет, такое невозможно никогда! Потому что песня- это душа русского человека. А как же жить без души? Песня сопровождает человека всю его жизнь.
 
Неразрывно сердце с песней русской,
Задушевной ласковой до слез.
От нее то радостно, то грустно,
С ней тепло в ненастье и мороз.
Слышу в песнях голос соловьиный
И гармошки звонкий перебор.
Вижу в песнях русские равнины,
Далеко раскинутый простор.
(О. Фадеева)
 
«Еще в колыбели дети убаюкиваются песнями, подрастая, они сами выучиваются напевать. Зимой крестьянская молодежь собирается на посиделки, и здесь раздаются песни, приходит весна, поселяне выходят встречать ее, составляют хороводы, завивают венки, и при этом непременно поют песни. Едет крестьянин пахать землю, он облегчает свой труд песней, собираются крестьяне жать, косить в знойную рабочую пору, и здесь песня звучит между ними, освежая их среди тяжелых трудов. Провожают лето, празднуют уборку хлеба - опять с песнями. Песня сопровождает поселянина во всех его общественных трудах; она же следует с ним в семейную жизнь. Собирается ли молодец жениться, его сватанье, девичник, свадьба- все это непременно оглашается песнями, готовыми нарочно на этот случай. Настает ли тяжелая разлука с семейством, мать провожает сына, жена мужа- с рыданиями, причитаниями и пением. Умирает ли человек, над ним раздаются похоронные, печальные песни.» (Добролюбов)
Даже в тяжелом труде волжских бурлаков, тянущих лямку от баржи звучит ритмичная песня, помогающая работать:
 
Эй, ухнем! Эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Разовьем мы березу
Разовьем мы кудряву!
Ай-да да ай-да,
Ай-да да ай-да,
Разовьем мы кудряву
Эй, ухнем!
Мы по бережку идем,
Песню солнышку поем.
Ай-да да ай-да.
Ай-да да ай-да,
Песню солнышку поем!
Эй, ухнем!
Эх ты, Волга, мать река
Широка и глубока
Ай-да да ай-да,
Ай-да да ай-да.
Широка и глубока!
Эй, ухнем!
 
Их движение и песни очень точно изобразил А.Н. Некрасов:
 
«Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой, обутым в лапти,
Вдоль реки ползли гурьбою бурлаки.
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик...
... этот стон у нас песней зовется,
То бурлаки идут бечевой ...
В создании и хранении песен принимали участие разные слои народа, но первенство принадлежало, бесспорно, крестьянам - землевладельцам.
Великим таинством окружен процесс создания песен. Песня - произведение, прежде всего, коллективное, демократичное. Исполняется песня и в доме, и на улице, в лесу, во время работы, на отдыхе, в любом настроении - в радости и горе.
Так песне с далеких времен суждено:
Родившись, внезапно умчится в окно
И ходит по свету сама.
То в сердце твое застучит горячо,
То ласково тронет тебя за плечо,
То горе разделит с тобой.
Теплом из далекого дома пахнет,
И силу в солдатскую душу вольет, на подвиг ведя боевой.
(Л. Ошанин)
Песня могла петься для себя и про себя, или на большом празднике. В этом причина популярности народной песни, чтобы петь песню, исполнявшуюся обычно хором, не надо было обладать каким-то особенным талантом. Необязательно было и знание текста песни и ее мелодии, так как хор помогал каждому певшему, достаточно было вслушаться в то, что и как поет рядом, более памятливый и умелый исполнитель, так как в песнях было много повторов.
В темном лесе, в темном лесе,
В темном лесе, темном лесе, за лесью, за лесью,
Распашу ль я, распашу ль я, распашу ль я,
Пашенку, пашенку...
***
Пойду ль я, выйду ль я, да - 2 раза
Во дол, во долинушку, да
Во дол, во широкую.
***
Стелется и вьется, стелется и вьется
По лугу травка шелковая
По лугу травка шелковая
***
Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
По Дону гуляет, по Дону гуляет,
По Дону гуляет казак молодой
А там дева плачет, а там дева плачет
А там дева плачет над быстрой рекой.
 
В русских народных песнях повторы - это обязательный элемент. Вот здесыгофождалось двухголосье, трехголосье и многоголосье, пенье с подголосками. Слова рождались на ходу, вплетались как цветы в венок и варьировались.
 
Во деревне - то было в Ольховке,
Как в деревне - то было в Ольховке.
Припев:
Лапти, да лапти, да лапти мои
Эх лапти мои, лапти липовые,
Вы не бойтесь, ходитё
Тятька новые сплятё
Эх, ну! Тьфу.
 
Вокруг талантливых певцов складывался коллектив любителей пения. Собирались поочередно у каждого или в определенном месте.
В России всегда с особым почтением относились к подлинному мастеру, каким бы ремеслом он ни занимался. Глубоким уважением пользовались и особенно одаренные певцы.
***
Все дали, дали вековые.
На них, что ищешь,
То найдешь...
Как ты поешь моя Россия,
Как ты в два голоса поешь.
Как ты поешь когда в кручине,
Когда нахлынет вдруг печаль, -
Заводишь песню о лучине,
Иль про Варяга,
Про Трансвааль.
Как ты поешь, когда в веселье,
Когда ты на ногу легко
Как ты звонка на новоселье
Или на свадьбах, как громка!
И если песня замирает, -
Идет другая следом в след,
И нету им конца и края,
Да и конца раздолью нет.
И всходят звезды голубые,
Каких ни где ты не найдешь.
Как ты поешь, моя Россия
Как ты в два голоса поешь.
(А. Прокофьев)
 
Русские песни бывают обрядовые и необрядовые. Обрядовые применялись к большим годовым праздникам или важным семейным событиям. Необрядовые приурочивались к трудовым процессам: покосные, жнивные, «когда лён белят», «когда прядут», к временам года, точнее к календарным праздникам, святочные, масленичные.
 
Дуня - тонкопряха (шуточная)
 
Пряла наша Дуня ни тонко, ни толсто
Припев: Дуня ль, моя Дунюшка, Дуня тонкопряха
Потолще полена, потоньше оглобли.
(припев после каждой, строчки)
Стала наша Дуня на городе ткати.
На городе ткати, колом прибивати.
Стала наша Дуня свой холстик белити.
В речку опускала, речку осушала,
Из речки тащила, берег своротила
Стала наша Дуня рубашечку шити.
Буравом натянет, канатом продернет.
Семеро держали, трое надевали
Три года носила, смены не просила
Дуня ль, моя Дунюшка, Дуня тонкопряха.
 
Песни распределялись по месту их исполнения: беседные (вечериночные или посиделочные), застольные, уличные, луговые.
По характеру напева - протяжные (подголосные, долгие) и частые.
Первые исполнялись только голосом, вторые сопровождались разного рода движениями. К частым относятся хороводные, плясовые, песни шуточные. Частые песни, характеризуются четким ритмом и быстрым темпом исполнения, многократными повторами строк, припевов и т.д.
 
А я по лугу, а я по лугу
 
Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла
Я с комариком, я с комариком
С комариком плясала, с комариком плясала
Мне комар ножку, мне комар ножку
Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил
Все суставчики 2 р.
Суставчики повредил. 2 р.
А я матери, 2 р.
Я матери кричала. 2 р.
Ой, подай, мати, 2 р.
Подай мати косаря. 2 р.
Я рубить буду 2 р.
Рубить буду комара 2 р.
Я срублю ему, 2 р.
Срублю ему голову, 2 р.
Покатилася, 2 р.
Покатилася голова. 2 р.
Что за новые 2 р.
За новые ворота. 2 р.
 
Русский народ очень любит природу. Поэтому в песнях отразилась эта любовь. В песнях поется о деревьях, цветах, явлениях природы. Часто даются как будто зарисовки природы:
 
Зима студеная, снега глубокие,
Снеги глубокие, насты высокие..
Весна красна да украшена...
Лето теплое, летичко гулящее...
Ты работная страда, страда заботная...
Осень грязная, осень богатая...
Уж леса да леса темные,
Леса темные, леса дремучие...
 
В песнях животные, птицы, растения, природные явления и стихи (огонь, вода, ветер) вступают в диалог с человеком, сочувствуют его горю, радуются его счастью, стараются помочь, успокоить или предупредить о грозящих бедах.
 
Ты взойди, взойди солнце красное,
Освети, ты, Волгу-матушку,
Обогрей нас добрых молодцев.
***
Извела меня кручина,
Подколодная змея,
Догорай моя лучина,
Догорю с тобой и я.
****
Ах ты, ноченька, ночка темная,
Ночка темная, да ночь осенняя.
Что ж ты, ноченька, притуманилась,
Что ж, осенняя, принахмурилась?
 
Али нет у тебя ясна месяца Али нет у тебя ярких звездочек?
В русских песнях укоренились устойчивые образы: девушка - голубушка, лебедушка, павушка, ивушка, сосенка, березка, малинка; молодцы - сокол, голубь, соболь, солнце, месяц.
 
«На заре было, братцы, на зореньке,
Ой, да на восходе было солнца красного,
Ой, да сокол с орлом они солеталися...
***
Ты сестра ль моя, да ты, сестрица
Сестра белая да лебедушка...
 
Состояние людей передавалось так же определенными средствами. Кольцо, перстень - символ верной любви. Распаявшееся, сломанное или потерянное кольцо - неудачная любовь, измена. Солнце, ясный месяц, звезды, зелен луг, цветение цветов, свивание венков, расчесывание кудрей - признаки счастья, веселья, радости. А закат солнца, дождь, туман, буря, ветер, засохшая трава или сад - признаки горя, несчастья.Ревела буря, дождь шумел,
 
Во мраке молнии блистали,
И беспрерывно гром гремел
И ветры в дебрях бушевали.
***
На венках девушки гадали,
Венки в речку побросали,
Чей венок всплывет, ах,
Милый вздохнет.
***
Сронила колечко со правой руки
Забилось сердечко о милом дружке.
***
Кольцо души - девицы
Я в море уронил...
С моим кольцом я счастье,
Эх, и радость загубил!
 
***
Что за песни, что за песни
Распевает наша Русь!
Как затянет, как зальется
Песней русскою народ, -
Ведь откуда что берется,
Прямо к сердцу тот и льнет.
 
Запоет про темну ночку,
Иль про белые снега,
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
 
Запоет про сине море,
Иль про матушку-реку,
Про кручинушку, про горе,
Про сердечную тоску.
 
Да как грянет: «Эх, малина!
Не шуми дремучий бор!»
Чуешь Руси исполина
И раздолье и простор!
 
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна и звонка!
(автор неизвестен)
 
Русская песня - существенная часть национальной культуры. Она приобщает человека к глубинным основам народной культуры.
В русской песне все многообразие русского характера: бесшабашная удаль и озорство, терпение и доброта, тоска и вольнолюбие: «то раздолье удалое, то сердечная тоска»
«Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная - это свобода, соединенная с пространством. А понятие тоски соединено с понятием тесноты, лишения человека пространства. «Ох, тошнехонько мне!» Это не только, что человеку плохо, но и тесно - некуда податься.
Воля вольная! Ощущали эту волю даже бурлаки, которые шли, упряженные в лямку по бечеве, как лошади, а иногда и вместе с лошадьми. А кругом для них была воля. Труд подневольный, а кругом воля, природа вольная. И природа нужна была человеку большая, открытая с огромным кругозором. Поэтому так любили в народе полюшко - поле»
(Дм. Лихачев) Поле, степь, простор – эти понятия во многих песнях присутствуют.
 
Вижу чудное приволье. 
Вижу нивы и поля, -
Это русская природа,
Это русская земля.
***
Степь да степь кругом,
Путь далек лежит...
***
Не ходить бы красной девке
Вдоль по лугу, лугу.
Не любить бы красной девке
Холостого парня.
***
Не одна-то в поле
Дорожка пролегла
***
Там во поле, эх дуб зеленый
Никто его да только не срубил, эх...
***
Ничто в полюшке не колышется,
Только грустный напев где-то слышится.
***
Среди долины ровные,
На гладкой высоте.
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
***
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
***
Пойду ль я, выйду ль я, да
Во дол, во долинушку, да
Во дол в широкую.
***
Над полями да над чистыми
Месяц птицею летит
И серебряными искрами
Поле ровное блестит.
 
Существует поговорка: когда человек поет, он говорит с Богом. Русские песни, особенно грустные, протяжные лучше звучали на природе: в поле, за околицей, на реке.
Природа как бы забирает на себя энергию плохого настроения, печали, грусти и душа человека светлеет, очищается. Человеку после пения становится легче.
 
Русская песня Т. Пономарева.
Что же ты за сердце меня трогаешь,
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины!
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь одинокая,
Озарить цветами молодых.
На кресте распятая и клятая,
Возрождалась в новых именах.
Берегу надежды твои свято я,
Ты, как очищенье, мне дана!
Что в тебе вещует и колдует,
И костром восходит до небес?
Только я хочу всегда такую
У меня к такой лишь интерес!
То уводишь хороводы в поле,
То сжигаешь в пляске ты себя!
То вовек созвучна русской доле,
Песня родниковая моя!
 
ПОПУРРИ НА ТЕМУ «КАЛИНКА-МАЛИНКА»
 
Над землею песня русская плывет.
Песню русскую весь шар земной поет.
Хоть на разных языках ее поют,
Одинаково «КАЛИНКОЮ» зовут.
До чего же песня эта хороша.
В ней и удаль, и широкая душа.
И задорнее «КАЛИНКИ» песни нет,
Ведь недаром покорила целый свет.
(Е. Герц)
1. Ой, да ты, калинушка,
Да малинушка.
Ой, да ты не стой, не стой
На горе крутой! ой!
2.  Как вставала я ранешенько,
умывалася белешенько
Припев: калинка, калинка моя,
в саду ягода малинка моя.
Надевала черевички на босу
И гнала свою корову на росу.
 
Припев: калинка, калинка моя,
в саду ягода малинка моя.
 
Я гнала свою корову на росу,
Повстречался мне медведь во лесу.
Я медведя испугалася
во чисты кусты бросалася
ты, медведюшко, мой батюшка,
ты не тронь мою коровушку.
Ты не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку.
Я коровушку доить буду
Малых детушек поить буду. А - ах!
 
***
3. Калинка, калинка моя,
В саду ягода малинка моя.
Под сосною, под зеленую спать положите вы меня
ай, лю-ли лю-ли,
ай, лю-ли лю-ли,
спать положите вы меня.
 
Припев: калинка, калинка, калинка моя,
в саду ягода малинка, малинка моя
 
4. На горе-то калина, да
Под горою малина, да
Припев: ну что ж кому дело калина да!
Ну кому какое дело малина.
 
Там девицы гуляли да,
Там красные гуляли, да
 
Припев: ну что ж кому дело гуляли да,
Ну кому какое дело гуляли.
 
Калинушку ломали, да
Калинушку ломали, да
 
Припев: ну что ж кому дело ломали да,
Ну кому какое дело ломали, да.
 
Во пучочки вязали да,
Во пучочки вязали, да
 
Припев: ну что ж кому дело вязали да,
Ну кому какое дело вязали.
 
На дорожку бросали да,
На дорожку бросали.
Ну кому какое дело бросали. А - ах!
 
 
Припев: вот и калина, да Вот и малина.
Из-под вязова коренья
Бежит зайка горностайка
Вот и калина...
В зубах несет везеницу
Небывалу небылице
По душу красну - девицу,
Про любимую сестрицу!
Вот и калина...
Девка, стоя на плоту, да
Вот и калина...
Она мыла, колотила,
Фату в воду опустила,
За фатой в воду вскочила
Башмачки оборонила
И чулочки обмочила
Вот и калина,
Вот и калина! А - ах!
6. Красавица, душа-девица,
Полюби же ты меня.
ай, лю-ли лю-ли,
ай, лю-ли лю-ли,
полюби же ты меня.
Припев: калинка, калинка, калинка моя,
в саду ягода малинка, малинка, малинка моя.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Контакты

Наши координаты:

тел/факс  8 (495) 104 96 05
Россия, г.Москва
ул. ул. Ивовая, 2. ООО "Вилена"
E-mail: info@dop-obrazovanie.com

Подробнее...

Реквизиты

 

ООО «ВИЛЕНА»

Юр. адрес: 129085, г. Москва, ул. Б. Марьинская, д.7, кор. 1

Фактический адрес: 129329, г. Москва, ул. Ивовая, д. 2

ИНН 9717022981  КПП 771701001

ОГРН 1167746388028  

р/с 40702810400000051555 в ПАО "ПРОМСВЯЗЬ­БАНК" Г. МОСКВА
к/с 30101810400000000555
БИК 044525555
ОКПО 02018145