Игра в учебном процессе как средство самопознания
«Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность»
Для школьников это, в первую очередь, учебная деятельность, которая, развиваясь, становится исследовательской и часто приводит учащихся к собственному творчеству.
А ему в этом помогает – педагог, который сам учится всю жизнь; только в этом случае он обретает право учить. Настоящего педагога в формулу «знания-умения-навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, - такого инструмента нет.
Творческий рост педагога – это постоянный эксперимент, который проводится не в искусственных условиях, не в лаборатории, а с ДЕТЬМИ. Педагог учится работать на живых детях, которые никогда не станут снова детьми, чтобы можно было исправить ошибки. И очень жаль, что иногда от ошибок педагога страдают те, кто в этом абсолютно не виноват.
Все знают, что среди детей встречаются «заводилы» - организаторы игр, походов и всяких проказ. Другие – идут у таких на поводу, слушаются их, подражают им. Они принимают правила игры в том случае, если это их заинтересует, становясь активными участниками игры. Этим и должен воспользоваться «умный» педагог, используя это доброе начинание.
Дом детского творчества «Юлдаш»– это дом понимания, добра, желаний, творчества, любви к детям. Весь учебный процесс в нём тесно связан с воспитательным.
Организуя работу, педагогу необходимо использовать психологию ребёнка – УЧИТЬСЯ ИГРАЯ, развивая усидчивость, трудолюбие, исполнительность, ответственность, аккуратность, умения, способности; становясь организованными, умеющими адаптироваться в нашей нелёгкой современной жизни.
Игры можно разделить на 3 жанра – учебные, трудовые, досуговые.
Можно играть, используя формы: путешествий, маршрутов, конкурсов, викторин и др.
Игра - форма организации обучения, воспитания и развития личности, целеноправленно организованная деятельность воспитанников, изначально мотивирована на успех, разработанная по специальному сценарию, правилам, максимально опирается на самоорганизацию детей; воссоздаёт или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.
Целевая ориентация выделяет игры:
• ДИДАКТИЧЕСКИЕ - позволяют организовать различные виды учебной деятельности; формируют познавательные, практические умения, углубить знания.
• ВОСПИТЫВАЮЩИЕ - ориентированы на воспитание нравственных, эстетических, коммуникативных, волевых, других качеств.
• КОНТРОЛИРУЮЩИЕ - выполняют функции контрольно- оценочной деятельности (мониторинг, диагностика).
ИГРЫ делятся также по:
• ХАРАКТЕРУ деятельности - интеллектуальные, физические, трудовые, социальные и др.
• ОСОБЕННОСТЯМ методики технологий их реализации - предметные, сюжетные, ролевые, имитационные, деловые и др.
• УРОВНЮ ПРОБЛЕМНОСТИ - тренинговые, репродуктивные, творческие.
• КОММУНИКАТИВНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ - индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
Спектр педагогических и дидактических возможностей игровых форм обучения достаточно широк и позволяет:
- активизировать процесс обучения, т.к. сильно стимулирует мотивы учебной
деятельности воспитанников.
-воссоздать межличностные отношения, процесс принятия коллективных
решений в ситуациях, моделирующих реальные условия общественной жизни,
либо профессиональной деятельности;
-в широких пределах варьировать проблемность, трудность, сложность
учебного материала, включённого в ситуацию игровой деятельности;
-гибко сочетать разнообразные приёмы и методы обучения- от репродуктивных
до проблемных;
-моделировать любой вид деятельности;
-игра выступает как специфический феномен развития детской и юношеской
культуры творчества;
-позволяет расширить и углубить процесс самоопределения,
самосовершенствования, самоуправления, саморегуляции и обязательного
творческого саморазвития обучающегося.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИГРЫ
СТИМУЛИРУЮЩИЕ творчество воспитанников:
- усложнение задач, заданий
-введение элементов соревновательности
-эмоциональность игры
-смена лидерства
-поощрение импровизации
-смена стратегии игры
-размытость правил
-самостоятельная разработка сценария и правил игры.
ТОРМОЗЯЩИЕ творчество воспитанников:
-низкий уровень сложности, проблемности задач заданий
-жёсткость требований, правил
-авторитарный стиль руководства игрой
-неизменность лидерства
-привычность применяемых приёмов, правил
-монотонность игры
-однообразие действий
-низкий уровень эмоциональности.
КТД (коллективное творческое дело) – это совокупность приёмов, действий, выстроенных в определённой последовательности.
В ней 4 этапа:
1этап - КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРИДУМЫВАНИЕ ДЕЛА.
Задача – чего мы хотим.
На задачи влияет характер дела (познавательный, трудовой, развлекательный, оздоровительный).
В этом случае придумывание будет состоять в выборе названия, формы, девиза.
Лучший приём здесь – «Мозговая атака».
2этап - КОЛЛЕКТИВНАЯ РАЗРАБОТКА выбранного дела.
Продумывается структура, композиция, оформление, материальное и моральное обеспечение, определяется доля участия каждого, его роль и ответственность.
Приём – работа независимых «советов дела».
3этап – КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛА.
Мера активности адекватна участию ребят на двух предыдущих этапах. Именно она делает дело своим для каждого члена коллектива.
4этап – КОЛЛЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЛА.
Суть анализа – сопоставление результата с замыслом. Чем ближе они сходятся, тем выше удовлетворённость от дела. Каждый ребёнок отвечает на вопрос:
• Что было хорошо
• Что не получилось
• Что надо учесть на будущее
Важный акцент в анализе – доброжелательный разговор о личном вкладе каждого в проведённое дело, выражение благодарности особо отличившимся.
Лучший приём для анализа – разговор на кругу «по солнышку». Каждый видит глаза каждого и говорит обязательно, даже если ему нечего добавить к сказанному. Тут важно, какие суждения ребят будут повторяться чаще других.
Расставаясь после занятий, творческих дел, очень хотелось бы слышать от детей «До свидания, до скорых встреч!!».
НО И ВСЯКОЙ ИГРЕ ДОЛЖНА БЫТЬ МЕРА!
Обилие игровых форм воспитания может привести к абсолютизации интереса, к развлекательности, к тому, что дети потеряют всякое желание делать что- либо,
если это не облечено в занимательную форму.
Могут быть и другие противоречия и трудности, но живая жизнь без этого не бывает. Гораздо хуже, когда противоречия и конфликты загоняются в глубь, прикрываются внешним порядком и благополучием.
Все вышеперечисленные психолого-педагогические и методологические принципы организации игр и КТД учитывались при создании программы-игры «Путешествие…».
Многому училась и учусь у своих воспитанников.
Их самочувствие в коллективе подсказывает мне стиль отношений, темп и объем деятельности, ориентировку на маршруте и т.д.