Последние анонсы журналов

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету 

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Москва 2013

Разработчик: А.А.Васечкина, преподаватель Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской области
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства
Рецензент: М.А.Черкасов, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел

Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка                                                            

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                         

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                     

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                     

VI.    Список литературы и средств обучения

- Учебно-методическая литература

- Средства обучения

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Резьба по дереву» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области декоративно-прикладного искусства в детских школах искусств.

В ходе обучения резьбе по дереву развиваются индивидуальные творческие способности детей, активизируется их желание активно участвовать в художественном преобразовании окружающей жизни.

Обучение учащихся искусству резьбы по дереву строится на основе взаимосвязи процесса обучения с процессами общего развития детей и их воспитания.

Программа ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.

Особенностью данной программы является сочетание традиционной техники резьбы по дереву с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Рекомендуемый для освоения предмета «Резьба по дереву» возраст детей - 9-12 лет.

 

 

 

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Резьба по дереву» реализуется  при 3-летнем сроке обучения с 1 по 3 класс. Продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Резьба по дереву» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов.  Из них: 315 часов – аудиторные занятия, 105 часов – самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки

 

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

 

Аудиторные занятия

51

54

51

54

51

54

315

Самостоятельная работа

17

18

17

18

17

18

105

Максимальная учебная нагрузка

68

72

68

72

68

72

420

 

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

  • 1-3 годы обучения – по 3 часа в неделю;

самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

  • 1 -3 годы обучения – по 1 часу в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе – от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов, а также дает возможность проконтролировать соблюдение правил техники безопасности.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета «Резьба по дереву» является художественно-эстетическое развитие учащегося на основе овладения знаниями и представлениями об искусстве резьбы по дереву, формирования практических умений и навыков.  

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

– формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

– изучение народных художественных традиций русской резьбы по дереву и создание на их основе новых декоративных образов;

– формирование специальных навыков резьбы по дереву, развитие на их основе эстетического вкуса и образного мышления;

– формирование средствами резьбы по дереву потребности общения учащихся с искусством;

– развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;

– развитие зрительной и вербальной памяти, представления и воображения детей на основе работы с материалом.

Обоснование структуры программы

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом  для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

 Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами по ремеслам.

Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) предусматривает последовательное усложнение заданий и должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.

 

 

Учебно-тематический план

 

ПЕРВЫЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

аудит.

самост.

Раздел 1

Резьба по дереву в России

 

1.1.

История резьбы по дереву в России.

Техника безопасности

 

4

3

1

1.2.

Древесина и ее свойства. Инструменты для работы по дереву

4

3

1

Раздел 2

Художественно-технические приемы геометрической резьбы

2.1.

Основные элементы геометрической резьбы. Приемы их выполнения

24

18

6

2.2.

Создание несложных геометрических композиций

12

9

3

2.3.

Создание геометрического орнамента для предложенного изделия (разделочные доски, шкатулки, округлые формы)

20

15

5

 

Промежуточный контроль

4

3

1

2.4.

«Декоративная тарелка»

20

15

5

Раздел  3. Абрамцево - кудринская резьба

 

3.1.

Абрамцево-кудринская резьба. Общие представления

8

6

2

3.2.

Создание Абрамцево – кудринского орнамента  для предложенного изделия (разделочная доска, тарелка).

16

12

4

 

Творческая работа

24

18

6

 

Зачет

4

3

1

 

Итого

140

105

35

 

ВТОРОЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

аудит.

самост.

Раздел 1

Изучение и освоение плоскорельефной резьбы

1.1.

Художественно-технические приемы плоскорельефной резьбы.

Техника безопасности

4

3

1

1.2.

Подвиды плоскорельефной резьбы

33

27

6

1.3.

Создание орнамента плоскорельефной резьбы

21

18

3

 

Промежуточный контроль

4

3

1

Раздел  2

Рельефная резьба

2.1.

Рельефная резьба в России

4

3

1

2.2

Барельефная резьба

12

9

3

2.3

Горельефная резьба

16

12

4

2.4.

Творческая работа

36

27

9

 

Зачет

4

3

1

 

Итого

140

105

35

 

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

аудит.

самост.

Раздел  1

Прорезная резьба

1.1.

Художественно-технические приемы прорезной резьбы

4

3

1

1.2.

Инструменты. Техника безопасности. Приемы выполнения прорезной резьбы

4

3

1

1.3.

Художественно технические приемы выполнения сквозной резьбы

8

6

2

1.4.

Художественно технические приемы выполнения ажурной резьбы

12

9

3

1.5.

Художественно технические приемы выполнения накладной резьбы

12

9

3

Раздел  2

Объемная резьба

2.1.

Объемная резьба

4

3

1

2.2.

История ложки

4

3

3

2.3.

Изготовление ложки

20

15

5

 

Промежуточный контроль

4

3

1

Раздел  3

Творческая работа на основе полного курса обучения

3.1.

Создание итоговой композиции

60

45

15

3.2.

Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке

8

6

2

 

Итого

140

105

35

 

 

Годовые требования

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Резьба по дереву в России

Тема 1.1. История резьбы по дереву в России. Техника безопасности

История развития художественной  резьбы по дереву в России. Рассказ о потребности человека в украшении своего быта. Знакомство с простыми инструментами древних резчиков – топором, ножом.

Основные правила техники безопасности. Необходимо строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя. Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в зачехленном виде. Применять инструмент можно только по назначению. Вынос инструмента из кабинета запрещен. Ответственность за рабочее состояние и хранение инструмента возлагается на учащихся. За нарушение правил пользования инструментом на учащегося может быть наложено дисциплинарное взыскание. В случае получения травмы или пореза необходимо обратиться за помощью к преподавателю.

Техника безопасности при работе с инструментом: при работе неиспользуемый инструмент должен находиться на столе (верстаке) с правой стороны, лезвием от себя. Передавать режущий инструмент из рук в руки запрещается, при передаче инструмент необходимо положить на стол, ручкой в сторону передаваемого. Запрещается держать левую руку перед лезвием. Категорически запрещается направлять лезвие режущего инструмента на себя. Запрещается отвлекаться, вертеться во время работы с инструментом.

Практическая часть: записать технику безопасности.    

Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием дополнительной литературы и сетевых ресурсов, выучить правила техники безопасности.

Оборудование: тетрадь, ручка.

Тема 1.2. Древесина и ее свойства. Инструменты для работы по дереву

Свойства древесины:

  • механические: прочность, твердость, износостойкость, способность удерживать крепления, упругость;
  • физические: внешний вид (текстура, блеск, окраска), влажность (усушка, плотность), тепловые (теплопроводность), звуковые (акустическое сопротивление, звукопроводность);
  • химические свойства: древесина является  материалом с неодинаковыми свойствами по направлениям относительно волокон.

Прочность древесины - способность сопротивляться разрушению под действием механических нагрузок. Различают прочность на сжатие и растяжение по направлениям приложения нагрузки — продольной и поперечной.

Твердость древесины - способность древесины сопротивляться внедрению в нее более твердого тела.

Износостойкость - способность древесины сопротивляться износу, то есть постепенному разрушению ее поверхностных зон при трении. Износ боковых поверхностей больше, чем торцовых; износ влажной древесины больше, чем сухой.

Влажность древесины. Древесину по влажности делят на следующие категории:

  • сырая – 23 % и более,
  • полусухая –18-23 %,
  • воздушно-сухая – 12-18 %,
  • сухая – 8-12 %.

Инструменты для резьбы по дереву. Для выполнения всех видов резьбы, различных элементов украшения жилища, мебели, сувениров и других поделок нужен специальный инструмент. Инструмент делится на основной (режущий) и вспомогательный (для сверления и выпиливания, столярный, разметочный).

Набор основного инструмента резчика. Без него невозможно сделать самую простую резьбу. При выполнении сложных резных изделий требуется большое количество разнообразных стамесок, ножей и т.д. В набор основного инструмента резчика входят:

1. Ножи-косяки: применяются в основном для выполнения геометрической контурной резьбы, а также для прорезки орнамента. Конец лезвия ножа затачивают под углом от 30 до 80 градусов. Например, косяком с углом скоса от 60 до 80 градусов удобно прорезать прямые, крупные орнаменты. Меньшие углы удобны для работы с мелким и криволинейным рисунком. Ножи-резаки: используют для геометрической резьбы при выполнении розеток, «сияний» с закруглениями, элементов с кривыми линиями, а также в контурной резьбе для закруглений и изгибов, в прорезной накладной резьбе и для профильных работ.

2. Прямые стамески нужны для зачистки фона, прорубки контура орнамента, снятия фасок и других работ. Ширина их от 5 до 30 мм.

3. Стамеска-косячок такая же, как прямая, но со срезом лезвия под углом от 45 до 70 градусов, применяется для выполнения геометрической резьбы.

4. Отлогие и полукруглые стамески - основной инструмент для выполнения в геометрической и контурной резьбе для скобчатых порезок, полукруглых лунок. Форма полукруглых стамесок дает возможность работать краями бортов.

5. Стамески-уголки применяются при выборке узких линий канавок. Используются почти во всех видах резьбы.

6. Стамески-клюкарзы имеют короткое полотно в виде согнутой ножки или крючка. Они широко используются при плоскорельефной и рельефной резьбе, зачистке углубленного фона, для обработки выпуклости в углубленных местах. Эти стамески имеют различный профиль и ширину полотен от 5 до 50 мм.

7. Стамески-церазики. Изогнутые в нижней части с различной формой лезвия. Применяются для прорезки узких жилок на фоне и рельефе, зачистки фона в труднодоступных местах. Ширина лезвий 23 мм.

8. Ложечные ножи. Их применяют преимущественно при изготовлении резной посуды (ложек, ковшей), имеющей внутреннюю сферическую поверхность. Обоюдоострые полукруглые или кольцевые лезвия ножей легко выбирают и вычищают внутреннюю поверхность чаш, ложек и т.п.

9. Скобы и скобели. Применяют для снятия коры, очистки поверхности круглого или иного материала, выборки углублений. Скобелем можно быстрее и легче обработать заготовку, так как работа идет двумя руками.

10. Чеканы. Применяются в основном для отделки и уплотнения фона с шероховатой поверхностью или придания гладкому фону фактуры, а также для нанесения какого-либо рисунка. Чеканы представляют собой металлические стержни разного диаметра, на одном из концов которых сделаны насечки различных геометрических фигур и профилей.

11. Рашпили. Служат для зачистки резьбы, бывают разной формы и профиля: прямые, плоские. Полукруглые и другие. На сторонах рашпиля имеются насечки в виде небольших зубчиков различной величины.

Практическая часть: знакомство с различными породами дерева, зарисовка инструмента, запись его описания.        

Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием дополнительной литературы и сетевых ресурсов.

Оборудование:  образцы различных пород древесины, тетрадь, ручка, инструменты (ножи, стамески, киянки, ножовки и т.д.).

 

Раздел  2. Художественно-технические приемы

геометрической резьбы

Тема 2.1. Основные элементы геометрической резьбы. Приемы их выполнения

Геометрическая резьба  - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки.

Орнамент (художественное украшение, узор, состоящие из ряда ритмически упорядоченных элементов) с изображением геометрических тел археологи находят на гончарных изделиях, относящихся к Минойской эпохе (3-2 тыс. до н.э.).  Это всевозможные сочетания треугольников, ромбов, витых линий, точек, завитков и т.п.

Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:

http://www.rezbawood.ru/images/186.jpg- розетка с лучами или просто круг — символ солнца, жизни;

http://www.rezbawood.ru/images/187- спираль — вихрь, беспокойство, буря;

 

http://www.rezbawood.ru/images/188- капля — вода, зерно, символ жизни;

 

http://www.rezbawood.ru/images/189.jpg- клетка — поле, какое-либо пространство;

http://www.rezbawood.ru/images/190.jpg- ромб — мощь, сила, удача;

http://www.rezbawood.ru/images/191.jpg- крест — человек, душа;

http://www.rezbawood.ru/images/192.jpg- точка — первооснова всего;

http://www.rezbawood.ru/images/193.jpg- вертикальная линия — возвышенность;

http://www.rezbawood.ru/images/194.jpg- горизонтальная линия — покой, спокойствие;

http://www.rezbawood.ru/images/195.jpg- волнистая линия — движение;

http://www.rezbawood.ru/images/196.jpg- ломаная линия — противоборство.

Рассказ о символике и ее значении для народа Руси. Формирование основных навыков резьбы по дереву. Знакомство с основными элементами геометрической резьбы (вычерчивание и вырезание). Правила  вычерчивания  элементов (треугольник, бусина, сколыш, змейка, соты, косая, фонарики, снежинки, ромбы, глазки и т.д.),  последовательность работы.  Направление волокон древесины. Угол наклона ножа при резьбе.

Практическая часть: зарисовать и выполнить основные элементы.

Самостоятельная работа: изучение основных элементов, знакомство с литературой по теме.

Оборудование: карандаш, линейка, нож-косяк, заготовка 15х20 см.

Тема  2.2. Создание несложных геометрических композиций

Создание геометрического орнамента из основных элементов. Размер доски приблизительно 200х300 мм (в зависимости от способностей учащегося).

Практическая часть: создать геометрическую композицию, перенести ее на заготовку, выполнить, зачистить. 

Самостоятельная работа: эскиз геометрического орнамента на бумаге.

Оборудование: линейка, карандаш, бумага, нож-косяк, заготовка, шкурка.

Тема 2.3. Создание геометрического орнамента для предложенного изделия (разделочные доски, шкатулки, округлые формы)

 Формирование навыков создания геометрического орнамента для предложенного изделия.

Практическая часть: создать композицию, выполнить, зачистить.  

Самостоятельная работа: эскиз изделия с точными размерами.

Оборудование: линейка, карандаш, бумага, нож-косяк, заготовка, шкурка.

Промежуточный контроль. Проведение выставки – просмотра.

Тема 2.4 «Декоративная тарелка»

Работа над созданием композиции (геометрического орнамента) для тарелки, рассказ о способах нанесения орнамента. Навыки выполнения геометрической резьбы. Размер блюда от 500 мм. 

Практическая часть: создать композицию, выполнить, зачистить.  

Самостоятельная работа: эскиз изделия с точными размерами.

Оборудование: линейка, карандаш, бумага, циркуль нож-косяк, заготовка, шкурка.

Раздел  3. Абрамцево-кудринская резьба

Тема 3.1. Абрамцево-кудринская резьба. Общие представления

История создания кудринской резьбы, этапы возникновения мастерской В.П.Ворноскова.

Композиционная особенность кудринской резьбы – основное изображение (сюжетная композиция), окруженная текучим потоком растительного узора, как бы обволакивающим основное изображение, окаймляющим его оправой.

Основную декоративную роль в кудринской резьбе играют традиционные гирлянды из лепестков-пальчиков в виде удлиненных капель, почти сходящихся острыми концами в мохнатые ветви.

Подготовительный рисунок для кудринской резьбы выполняется в натуральную величину. Для этого предварительно с поверхности снимают на бумагу лекало. На нем разрабатывают будущий узор резьбы. Далее на подготовленную деревянную поверхность переводят рисунок карандашом с помощью копировальной бумаги или кальки. Карандашный рисунок на декорируемой поверхности не должен быть ярким - в дальнейшем он может затруднить отделку готового изделия.

Практическая часть: конспект хода урока, зарисовка элементов. Изучение элементов резьбы; режущие инструменты, последовательность выполнения работы. 

Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием дополнительной литературы и сетевых ресурсов; написание реферата.

Оборудование: тетрадь, ручка, нож-косяк, стамески, карандаш, бумага, заготовка.

Тема 3.2. Создание абрамцево-кудринского орнамента

Работа над созданием композиции по мотивам абрамцево-кудринского орнамента. Способы переноса орнамента на изделие. Отделка готового изделия. Формирование навыков и приемов выполнения орнамента. Самостоятельная работа: создание эскиза орнамента с детальной проработкой элементов.

Практическая часть: создать композицию, выполнить, зачистить, отделать.

Самостоятельная работа: создать композицию на бумаге.

Оборудование: тетрадь, ручка, нож-косяк, стамески, карандаш, бумага, заготовка, шкурка, морилка (лак).

Тема 4. Творческая работа

Работа над созданием композиции набора разделочных досок (на выбор - геометрический или абрамцево-кудринский орнамент) с созданием орнамента для них. Перенесение на материал. Накалывание рисунка и выполнение резьбы. Овладение навыками резьбы по дереву. Зачистка и отделка готового изделия. Закрепление навыков резьбы по дереву.

Практическая часть: создать композицию, выполнить, зачистить, отделать.

Самостоятельная работа: создать композицию на бумаге.

Оборудование: тетрадь, ручка, нож-косяк, стамески, карандаш, бумага, заготовка, шкурка, морилка (лак).

Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке.

Просмотр-выставка - основная форма промежуточного и итогового контроля, демонстрирующая степень освоения программы и творческие успехи учащегося. Также просмотр является важной формой развития мотивации и самоконтроля учащегося.

Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру.

 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Изучение и освоение плоскорельефной резьбы

Тема 1.1.   Художественно-технические приемы плоскорельефной резьбы.Техника безопасности

Плоскорельефная резьба - один из наиболее распространенных видов резьбы по дереву. Резьба невысокого, плоского рельефа орнамента, ее выполняют так, чтобы фон вокруг всего рисунка был срезан или полностью удален на глубину 5-7 мм. В плоскорельефной резьбе изображение принимает объемные формы, сохраняя одинаковую высоту большинства выступающих плоскостей или отдельных граней при одинаковой глубине основного фона. Плоскости орнамента, в свою очередь, могут быть отделаны выемками, насечками, скруглением граней и выполнены: вогнутыми, частично прямыми или выпуклыми. В технике плоскорельефной резьбы в стилизованном или реалистичном виде изображают растительный орнамент, птиц, животных и фигуры людей.

Техника безопасности.Техника безопасности при работе с инструментом: повторить основные правила.

Практическая часть: конспект урока, повторить технику безопасности.   

Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием дополнительной литературы и сетевых ресурсов. Повторить технику безопасности.

Оборудование: тетрадь, ручка.

Тема 2.2.   Подвиды плоскорельефной резьбы

Плоскорельефная резьба с заоваленным фоном (контуром) – для ее выполнения по контуру рисунка вырезают канавки, в этом она сходна с контурной резьбой. Различие состоит в том, что в последующем контуры рисунка заоваливают (скругляют) - как со стороны орнамента, так и со стороны фона. На первом этапе делают надрез ножом-косяком по контуру рисунка. На закруглениях рисунка надрезы выполняют полукруглой стамеской соответствующего профиля. Затем снимают фон вокруг рисунка тем же ножом или плоской стамеской с наклоном к плоскости заготовки под углом 30° и скругляют его при следующих проходах ножом-косяком или стамесками на поворотах рисунка. Со стороны изображения орнамента следует заовалить круче, со стороны фона – отлого, тогда рисунок будет смотреться более выпуклым. После заоваливания с помощью резцов возможно шлифование шкуркой.

Плоскорельефная резьба с подушечным фоном – это разновидность резьбы с заоваленным контуром, ее особенность в том, что фон нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Технология исполнения аналогична резьбе с заоваленным контуром.

Плоскорельефная резьба с подобранным фоном. Данную резьбу на первом этапе выполняют аналогично плоскорельефной с заоваленным фоном с той разницей, что фон вокруг орнамента снимают с одним выбранным для всего изделия углом наклона к плоскости заготовки (30°-45°) и далее не обрабатывают (не скругляют) режущим инструментом и не шкурят.

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном  отличается от других видов тем, что вокруг округленного рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту в зависимости от замысла, заготовки и других особенностей.

Формирование навыков и приемов выполнения плоскорельефного орнамента, освоение подвидов.

Практическая часть: зарисовать и выполнить элементы.

Подвиды: 1- резьба с заоваленными контурами; 2 - заоваленная резьба с подушечным фоном; 3 - заоваленная резьба с подобранным фоном; 4 - плоскорельефная резьба с выбранным фоном. Размер заготовки для каждого подвида от 150х200 мм, может увеличиваться в зависимости от способностей учащегося.       

Самостоятельная работа: составление эскиза орнамента на заданную тему.

Оборудование: карандаш, нож-косяк, стамески, заготовка 15х20 см.

Тема 2.3. Создание орнамента плоскорельефной резьбы Закрепление навыков создания плоскорельефной  резьбы (подвид резьбы выбирается учеником) по составленным эскизам и умение профессионально выполнять изделия до готового состояния.

Практическая часть: создать эскиз, выполнить, зачистить, отделать.       

Самостоятельная работа: составление эскиза орнамента на заданную тему.

Оборудование: нож-косяк, стамески, заготовка, шкурка, лак, морилка.

Промежуточный контроль. Проведение выставки-просмотра.

Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру.

Раздел  3. Рельефная резьба

Тема 3.1. Рельефная резьба в России

Рельефная резьба в России. Технология и способы выполнения элементов, схожесть и отличие от других видов резьбы. Изучение элементов резьбы, режущие инструменты, последовательность выполнения работы. 

Практическая часть: конспектирование хода урока.       

Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием дополнительной литературы и сетевых ресурсов.

 Оборудование: ручка, тетрадь.

Тема 2.2. Барельефная резьба

Освоить барельефную резьбу, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента до половины собственного объема.

Практическая часть: создать эскиз, выполнить, зачистить, отделать.       

Самостоятельная работа: разработать несколько несложных эскизов в технике барельефной резьбы.

Оборудование: нож-косяк, стамески, заготовка (зависит от способностей учащегося), шкурка, лак, морилка.

Тема 2.3. Горельефная резьба

Освоить барельефную резьбу, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Практическая часть: создать эскиз, выполнить, зачистить, отделать.       

Самостоятельная работа: разработать и выполнить несколько несложных эскизов в технике горельефной резьбы.

Оборудование: нож-косяк, стамески, заготовка (зависит от способностей учащегося), шкурка, лак, морилка.

Тема 2.4. Творческая работа

Закрепление навыков создания рельефной  резьбы  по составленным эскизам и умение самостоятельно выполнять изделия.

Практическая часть: создать эскиз, выполнить, зачистить, отделать.       

Самостоятельная работа: составление эскиза орнамента на заданную тему.

Оборудование: нож-косяк, стамески, заготовка, шкурка, лак, морилка.

Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке.

Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру.

 

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Прорезная резьба

Тема 1.1 Художественно-технические приемы прорезной резьбы Прорезная резьба, ее история. Технология выполнения, подвиды. Способы отделки. Технология создания орнамента. 

Практическая часть: законспектировать ход урока.

Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием дополнительной литературы и сетевых ресурсов.

Оборудование: тетрадь, ручка.

Тема 1.2.   Инструменты. Техника безопасности. Приемы выполнения прорезной резьбы

Инструментами для выпиливания являются лобзик и выкрутная пила, для сверления – спиральные сверла, перка, вращаемые дрелью.

Освоение техники безопасности. Необходимо иметь хорошо заточенный инструмент. Для первоначальной заточки инструмента требуется механическое точило или точило с электроприводом. Для удаления получившихся заусенцев на кромке ножа используют бруски с более мелким зерном. Бруски при заточке должны увлажняться. Правка и доводка инструмента производятся на оселках, изготовленных из твердых пород камня. При правке следует часто поворачивать инструмент. Окончательная правка – на гладком ремне. Степень остроты инструмента проверяют, надрезая твердую древесину вдоль волокон. Острое лезвие дает чистый, блестящий след без замятин. При недостаточной заточке возможны замятины, недорезки в глубину и по граням резьбы.

Практическая часть: зарисовать инструмент, записать его описание, конспект хода урока. Навыки заточки и правки инструмента.

Самостоятельная работа: подготовить самостоятельно технику безопасности.

Оборудование: лобзик, дрель (электроаккумуляторная, ручная), электроточило, нож-косяк, оселок, ремень, паста гои, струбцины.

Тема 1.3.   Художественно технические приемы выполнения сквозной резьбы

Освоение техники выполнения сквозной резьбы.

Практическая часть: создать эскиз, выполнить, зачистить, отделать.       

Самостоятельная работа: составление эскиза орнамента на заданную тему.

Оборудование: лобзик, дрель, струбцина, нож-косяк, стамески, заготовка, шкурка, лак, морилка.

Тема 1.4. Художественно-технические приемы выполнения ажурной резьбы

Освоение техники выполнения ажурной резьбы.

Практическая часть: создать эскиз, выполнить, зачистить, отделать.       

Самостоятельная работа: составление эскиза орнамента на заданную тему.

Оборудование: лобзик, дрель, струбцина, нож-косяк, стамески, заготовка, шкурка, лак, морилка.

Тема 1.5. Художественно-технические приемы выполнения накладной резьбы

Освоение техники выполнения накладной резьбы.

Практическая часть: создать эскиз, выполнить, зачистить, отделать.       

Самостоятельная работа: составление эскиза орнамента на заданную тему.

Оборудование: лобзик, дрель, струбцина, нож-косяк, стамески, заготовка, шкурка, лак, морилка.

Раздел 2

Объемная резьба

Тема 2.1.Объемная резьба

История объемной резьбы. Техники, виды. Способы выполнения. Инструменты.

Практическая часть: конспект хода урока, зарисовка и описание инструмента.

Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием дополнительной литературы и сетевых ресурсов.

Оборудование: тетрадь, ручка, топор, стамески, тесло, нож.

Тема 2.2. История ложки

История ложки, отличия ложек разных губерний, технология изготовления. Способы отделки.

Практическая часть: конспект хода урока.   

Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием дополнительной литературы и сетевых ресурсов.

Оборудование: тетрадь, ручка, наглядный материал - ложки.

Тема 2.3. Изготовление ложки

Изготовить ложку.

Практическая часть: эскизы ложек, выполнить ложку, зачистить, отделать.

Самостоятельная работа: эскиз ложки.

Оборудование: стамески, струбцины, ножовка, нож, шкурка, заготовка, киянка.

Промежуточный контроль. Проведение выставки-просмотра.

Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру.

Раздел 3. Творческая работа на основе полного курса обучения

Тема 3.1.   Итоговая композиция

Раскрытие индивидуальных художественных, творческих возможностей учащихся в процессе выполнения сложных резных композиций. Закрепление специальных навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе эскизирования и выполнения резьбы.

Практическая часть: выполнение итоговой работы.

Самостоятельная работа: составление нескольких эскизов.

Оборудование: карандаш, линейка, стамески, ножовка, топор, шкурка, лак, морилка, дрель, лобзик и др.

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Резьба по дереву»:

- знание основных способов защиты и декоративного покрытия изделия из древесины;

- знание всех видов резьбы по дереву;

- знание основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;  

- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах;

- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;

- знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;

- умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;

- навыки работы в различных техниках и материалах.

По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны иметь представления об истории основных отечественных  центров резьбы по дереву (Богородское, Абрамцево, Кудрино, Хотьково, Вятка, Нижний Новгород, Волгоград и др.),  о стилевых особенностях резьбы по дереву  в данных регионах, о разнообразии элементов и приемов резьбы по дереву.

Кроме того, учащиеся должны уметь:

– подбирать материал (древесину) в соответствии с заданным изделием;

– копировать образцы основных элементов геометрической и кудринской резьбы;

– анализировать характерные особенности рисунков основных техник резьбы;

– владеть комплексом специальных приемов и навыков в самостоятельной художественной разработке эскизов и реализации их в материале;

– соблюдать технику безопасности при работе с режущим, колющим инструментом.

Требования к уровню подготовки учащихся на различных этапах обучения.

1 год обучения, учащиеся:

знают центры творчества мастеров-резчиков по дереву, работу этих мастеров;

владеют приемами геометрической резьбы;

умеют создавать композиции на основе данной резьбы;

умеют создавать орнаменты из нескольких видов геометрической резьбы;

знают методы и владеют приемами абрамцево-кудринской резьбы.

2 год обучения, учащиеся:

знают методы и владеют приемами плоскорельефной резьбы;

умеют создавать орнаментальные композиции в технике плоскорельефной резьбы;

знают методы и владеют приемами рельефной резьбы;

умеют создавать орнаментальные композиции в технике рельефной резьбы.

3 год обучения, учащиеся:

знают технику сквозной, накладной и ажурной резьбы;

умеют применять данные виды резьбы в практической деятельности;

владеют приемами выполнения объемной резьбы по дереву.

 

    IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Итоговая аттестация в третьем  классе проводится в форме просмотра итоговых работ.

Итоговая работа - это работа, определенная единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умение реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.

Тему итоговой  работы каждый учащийся выбирает сам. Учитывая свои предпочтения и возможности, реализует выбранную идею в серии листов (не менее трех), связанных единством замысла и воплощения.

Итоговая работа может быть выполнена в любой технике резьбы по дереву. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса. Итоговая аттестация проводится в форме просмотра-выставки.

Критерии оценок

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается самостоятельностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

 

    V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Дерево - одно из самых удивительных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. Разнообразно и широко использовалась древесина русскими мастерами. Рубленую избу на всемирной выставке в Париже в конце XIX века назвали «Русским Парфеноном». Изба была срублена без единого гвоздя и удивила современников.

Работая с древесиной, учащиеся одновременно изучают ее разнообразные свойства, каждый раз открывая все новые и новые возможности этого чудесного материала. По разнообразию физико-механических свойств с деревом вряд ли могут сравниться другие природные материалы. И, конечно же, мастера всегда привлекает мягкость и прочность материала, своеобразная красота текстуры отдельных деревьев. Лучшим материалом для освоения резьбы по дереву является древесина липы, ольхи, кедра и осины. Ярко выраженная текстура сама по себе является украшением изделий и зачастую сводит на нет преимущества изящной резьбы, которая смотрится как рябь на фоне текстуры. При резьбе по хвойным породам (сосна) из-за различной плотности самих слоев (ранней и поздней древесины) и смолистости древесины плавно и равномерно вести режущий инструмент достаточно сложно. Хвойные породы традиционно используют в крупных, монументальных работах.

Все многообразие резьбы по дереву можно разделить на 5 видов: плосковыемчатая, рельефная, прорезная, плоскорельефная и скульптурная. Основным критерием, по которому установлено это деление, является расположение орнамента относительно поверхности изделия или фона, а также сквозная выборка фона (его отсутствие). Эти виды в свою очередь имеют свои направления и разновидности. При изготовлении резных изделий из дерева обычно комбинируют несколько видов резьбы. Часто в работе сочетаются рельефная и плосковыемчатая, плоскорельефная и плосковыемчатая, рельефная и плоскорельефная виды резьбы. Нередко свое название резьба получает по месту ее исполнения и применения: церковная, домовая, корабельная.

Овладение ремеслом резьбы по дереву начинается с простых технических элементов геометрической резьбы (сколыш, бусина, витейка, косая, змейка, соты, лесенка, звездочка, розетка, сияние, глазки и т.д). Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческой фантазии учащихся необходимо для создания самостоятельных художественных композиций.

Изучение техники резьбы по дереву начинается с ознакомления учащихся с необходимыми для работы инструментами и материалами (ножи – резаки, стамески, киянки, лобзики, струбцины, древесина).

При  оценке выполненного изделия учитываются технологические  и  художественные   достоинства резьбы.

Технологические:

– сложность рисунка;

– качество материала;

– качество исполнения;

– сроки исполнения (размер, объем работы).

Художественные:

– общее художественное впечатление;

– особенности изобразительных средств (характер линий, пятен, цвета);

– композиция (ритм, пропорции, масштаб, статика, динамика орнаментов).

Основными графическими мотивами работ учащихся могут быть натурные зарисовки, обобщенные растительные орнаменты, декоративные символы и образы. При этом следует также учитывать, что специфика содержания учебных заданий обусловлена историческими истоками русской резьбы по дереву, символикой и семантикой народного искусства.

Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности учащегося, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей.

Полный набор учебно-методического комплекса включает следующие материалы:

– пособия и альбомы по резьбе по дереву;

– энциклопедии, справочники по рукоделию;

– видеоматериал о региональных ремеслах, наглядные пособия и образцы резных изделий.

 

 

Самостоятельная работа

Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы, на которую отводится не более 50% времени от аудиторных занятий.

Самостоятельная работа – это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. С одной стороны – это учебные задания, которые должен выполнить ученик, это объект его деятельности. С другой стороны – это форма проявления соответствующей мыслительной деятельности, в том числе, памяти, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое приводит ученика либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и углублению сферы действий уже полученных знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию творческих способностей и закреплению практических навыков учащегося, знаний умственных сил ребенка.

Использование различных видов самостоятельной работы помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Используемые виды самостоятельной работы: воспроизводящие, тренировочные, проверочные работы.

К формам самостоятельной работы также относятся: домашние задания (сбор информации по теме); экскурсии, участие учащихся в творческих мероприятиях (городских, областных и межрегиональных).

 

 

 

 

 

 

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методическая литература

  1. Барадулин В.А.  Основы художественного ремесла. – М.: Просвещение, 1979
  2. Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. – М.: Издательство «Народное творчество», 2007
  3. Мур Д. Резьба по дереву: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия/ Пер. с англ. – М.: АСТПРЕСС
  4. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984
  5. Семенцов А. Ю. Резьба по дереву. – Минск: Современное слово,  2003
  6. Соболев И.И. Русская народная резьба по дереву. – М.: Сварог и К,  2000
  7. Степанов Н.С. Резьбы очарованье. Л., Лениздат, 1991
  8. Туманян К.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. – М: Издательство «Народное творчество», 2006
  9. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву. – М.: Владос,  2002

Средства обучения

материальные: учебные аудитории, оборудованные специальным инструментом, древесиной (осина, кедр, липа), наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

демонстрационные: подлинники изделий народного творчества, выполненные в разных техниках;

электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы

Добавить комментарий
Уважаемые посетители! Комментарии модерируются, активные ссылки на сайты не публикуются. Пожалуйста, не тратьте понапрасну свое и наше время на попытку размещения ссылок.

Защитный код
Обновить